среда, 27 января 2016 г.

Лучший стих о войне.

    Это не мое определение, это я прочитала в интернете, но начнем не с этого.
Можете бросать в меня тапки или что потяжелее, но я признаюсь, что не люблю читать стихи! Да, я помню много стихов из школьной программы и вне , да, мне нравится творчество некоторых поэтов и отдельные стихи у других, но если выбирать, что читать - стихи или прозу, то я однозначно выберу прозу, особенно , если это касается современных авторов. У меня, как бы правильно выразится, какой-то слух, который трудно настроить, если стих спотыкается... Вот , сама не могу объяснить простыми словами , а от людей требую, чтобы их ямб не переходил в амфибрахий на третьем четверостишии, и не заканчивался анапестом, хотя я сейчас и не вспомню отличие этих размеров...Я вообще информацию лучше воспринимаю, если вижу текст , поэтому в студенчестве всегда вызывалась читать вслух для подруг, когда мы вместе учили. А еще я смотрю "Воскресный вечер " с Владимиром Соловьевым и почти никогда не смотрю следующую за ним передачу "Дежурный по стране" со Жванецким, во-первых, потому что уже обычно совсем поздно, во-вторых, потому что настроение после достаточно серьезной передачи Соловьева не хочется сбивать шутками. И в это воскресенье все было как обычно, кроме одного, я не выключила телевизор, а оставила его в роли ночника, чтобы , вернувшись после моциона, не шариться в темноте комнаты до дивана, а спокойно дойти, а уж там выключить ТВ. И вот еще в коридоре я услышала, как Жванецкий отвечает на чей-то вопрос, что-то о стихах и войне, и читает четверостишие...

Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам ещё наступать предстоит.

   Вы знаете, это просто был удар под дых, я запомнила эти строки мгновенно, хотя и слышала вполуха... Я всю ночь , просыпаясь, повторяла их про себя, чтобы не забыть, и утром первым делом набрала их в поисковике! Вот тогда я и прочитала , что это - "лучший стих о войне" или что это - "мародер в законе", много чего написано об этих стихах и их авторе, особенно в комментариях! Я никогда ранее не слышала этого стихотворения, теперь оно звучит в моей голове уже третий день, я знаю его наизусть, слезы так и наворачиваются...

Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам ещё наступать предстоит.


   Это стихи Иона Дегена, многие годы они считались народными, их автор жив до сих пор!
Оба моих деда прошли войну, по материнской линии -Дмитрий Иванович был ранен, помню как на его голове бился пульс, видимо часть кости была удалена, по отцовской линии - Андрей Иванович ушел в армию еще в 1938 году, когда папе было несколько месяцев, после войны на западе был ещё отправлен на восток и пришел домой только в 1946 году, когда моему отцу было уже 8 лет. Они не рассказывали о войне, я была маленькой, когда не стало деды Мити, он очень любил меня и именно он со мною нянчился,так как я росла дома, а не в детском саду.А в гостях у деда Андрея мы бывали редко, родня не жаловала маму, которая была второй женой отца, да и родня была шумная,скандальная до драк, особенно, если выпьют, а как без этого на празднике, не помню, говорила ли я вообще с ним о чем либо, кроме "здрасти-досвиданья" ! Я знаю лишь, что война, которой я , слава Богу, не видела, это не только парадные отчеты о взятии и разгроме, но и грязь-голод-болезни. Моя мама 1940 года рождения говорит, что все детство думала, что больше никогда люди не допустят войны, ведь они видели как это плохо! И вот опять рядом с нами воюют и война где-то на подступах, как же я не хочу, чтобы она приходила в чьи-то дома, а о том, что она может начаться у нас даже думать не хочу! Так давайте же помнить о прошлой войне, чтобы не началась новая!

2 комментария:

  1. Знаешь, многие не любят поэзию. Говорят, нужно иметь особый склад мышления, чтобы она тебя нравилась. А я считаю, что настоящий поэт - тот, кто сумел сразить человека, который прежде не читал (не любил или не понимал) стихи.
    Спасибо за строки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Света!У меня иногда бывает, что зацепит стих и я его читаю бесконечно, по кругу, но и с песнями также!Вот поэзию вроде читать не люблю, а песен столько знаю...

      Удалить